Эммануил Людвигович Нобель (1859–1932) – предприниматель, промышленник и благотворитель. Представитель третьего поколения петербургских Нобелей, который продолжил вести дело «Товарищества Братьев Нобель», в 1888 году унаследовав его от отца, а затем и от брата.
Эммануил получил образование в Технологическом институте в Стокгольме, стажировался на предприятиях Германии и Швейцарии. С 1877 года работал на заводе отца. С 1887 года возглавлял нефтяную компанию. Социальное и культурное обеспечение работников предприятий семьи Нобель было значительно более высоким, чем на других предприятиях Санкт-Петербурга и России.
В 1888 году на Общем собрании пайщиков и акционеров Товарищества было принято решение об учреждении 15 именных стипендий как от имени Л. Э. и Э. Л. Нобеля, так и от других руководителей Завода и Товарищества для институтов и училищ Нижнего Новгорода, Баку, Царицына, Чистополя были учреждены.
На протяжении многих лет Эммануил Нобель жертвовал крупные суммы в Императорский Институт Экспериментальной медицины, финансово поддерживал Общество содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк», Ремесленное училище Цесаревича Николая, Дом призрения и ремесленного образования в Санкт-Петербурге. На пожертвования семьи Нобель в Технологическом институте были созданы специальная лаборатория, музей и библиотека имени Э. Л. Нобеля.
30 мая 1907 года Эммануил Нобель был удостоен почетного звания «Инженер-Технолог» решением Санкт-Петербургского Практического Технологического института Императора Николая I. Это был единственный случай в истории Технологического института, когда отец и сын – Л. Э. Нобель и Э. Л. Нобель – оба были удостоены такого высокого звания.
На Механическом заводе «Людвиг Нобель» впервые в мире разработан и изготовлен дизельный двигатель, работающий на сырой нефти. С 1899 года впервые в мировой практике начато серийное производство таких дизелей, получивших официальное, признанное во всем мире наименование «русский дизель» за уникальность конструкции и технологии изготовления.
Соединяя в одних руках мировой уровень дизельного производства и мировой уровень нефтедобычи и нефтепереработки, под руководством Эммануила Нобеля создан огромный флот речных и морских танкеров. Сам тип танкера разработан именно на предприятиях семьи Нобель. Первые американские морские танкеры строились по чертежам и расчетам «Товарищества Братьев Нобель». Уже в 1915 году танкерный флот предприятий семьи Нобель был самым большим танкерным флотом в мире.
За огромную и новаторскую деятельность Механический завод и Товарищество получили на Всероссийских промышленных и мануфактурных выставках высшие награды, а также право изображения герба Российской империи на своей продукции, вывеске и рекламе.
После революции Нобели навсегда покинули Россию. Завод был национализирован и получил название «Русский дизель».