Механический завод «Людвиг Нобель» – Завод «Русский дизель»
Механический завод «Людвиг Нобель» был основан Людвигом Нобелем 1 октября 1862 года, положив начало как развитию Выборгской стороны в Санкт-Петербурге, так и созданию крупнейшего машиностроительного предприятия в Российской империи.
Заработав немалые деньги на проведении порученной ему кредиторами процедуры банкротства отцовского завода в 1859 году, он арендовал у купцов Ишервудов небольшую механическую мастерскую на Выборгской стороне, и фактически возродил предприятие семьи Нобель, намного расширив сферы деятельности отцовского завода. Завод состоял из литейной, механической, сборочной мастерских и дока для починки мелких судов. Постепенно Нобель выкупил его и создал собственное предприятие.
Первоначально главной специализацией открытого в 1862 году Чугунно-медно-сталелитейного и котельного завода было литье, изготовление водопроводной арматуры, раковин, сифонов, батарей для отопления, чугунных печей. Но завод быстро развивался, привлекая всё более крупные заказы. Отличным качеством работ он обратил на себя внимание Артиллерийского ведомства. В 1863 году были изготовлены две водяные турбины для Сестрорецкого оружейного завода. С 1864 по 1867 год завод изготовил 63 100 чугунных бомб. В 1865 году началось производство лафетов. Санкт-Петербургскому патронному заводу предприятие Нобеля поставило три гидравлических пресса, печи и четыре станка. Для Петербургского Арсенала были сделаны несколько токарно-копировальных станков.
В 1870 году на Всемирной мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге Л. Э. Нобель удостоился высшей награды – права изображать Государственный герб на продукции своего предприятия, вывеске и рекламе.
На заводе не только создавали станки и оборудование, но и разрабатывали технологии производства, готовили кадры, а затем все передавали на другие российские предприятия. Так произошло на казенном Ижевском заводе, на котором в 1870-е годы было начато производство винтовок новой системы. На заводе «Людвиг Нобель» изготовили специальное уникальное оборудование, а затем лучшие инженеры, механики и мастера были отправлены на работу в Ижевск, где стали руководителями основных подразделений Ижевского завода. Указом от 11 апреля 1875 года Л. И. Нобель «за содействие и особые труды по устройству в Ижевском Оружейном заводе технической части» награжден орденом Святой Анны 2-й степени. В 1870-е годы только для Тульского, Ижевского и Сестрорецкого оружейного заводов на заводе «Людвиг Нобель» создано около 1 000 специальных станков. Впервые в российской промышленности именно здесь созданы станки для нарезки стволов винтовок и изготовлены партии бронебойных снарядов.
В 1876 году Л. Нобель занялся конструированием и изготовлением паровых насосов для перекачки нефти и другого оборудования, необходимого для модернизации нефтяного предприятия брата Роберта. С 1879 года здесь начато производство паровых машин. В 1879 году завод первым в России начал выпуск колес с резиновыми шинами. К 1883 года концерн Нобелей вытеснил с российского рынка американскую нефтяную компанию Д. Рокфеллера «Стандарт Ойл».
31 марта 1888 года Людвиг Эммануилович Нобель скончался, передав дела двум старшим сыновьям Эммануилу и Карлу. Эммануил Нобель продолжил вести дело «Товарищества Братьев Нобель».
В 1896 году на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде Торговому Дому «Людвиг Нобель» в третий раз присуждается право изображать Государственный герб.
В 1898 году, заплатив огромные по тем временам деньги, Эммануил Нобель купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Получив чертежи 20-сильного двигателя, Нобель внес конструктивные изменения в двигатель, который теперь мог работать на нефти, а не как первоначально на керосине.
С 1899 года впервые в мировой практике Механическим заводом «Людвиг Нобель» начато серийное производство таких дизелей, получивших официальное, признанное во всем мире наименование «русский дизель» за уникальность конструкции и технологии изготовления. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при. Этому способствовало известие, что завод Нобеля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти, которые стали называть в Европе «русский дизель».
В 1903 году на заводе «Людвиг Нобель» созданы первые в мировой практике судовые дизельные установки, а в 1904 году такая установка была смонтирована на первом в мире теплоходе «Сармат». В 1908 году здесь же создана установка для первой в мире дизельной подводной лодки «Минога». Уже в 1910-е годах. Механический завод «Людвиг Нобель» стал мировым лидером по производству дизельных двигателей. Так, в 1912 году на всех флотах мира было 16 судов с дизельными установками мощностью свыше 600 л. с., и из них 14 судов – с дизельными установками Механического завода «Людвиг Нобель». С 1911 года дизельные насосы Механического завода были установлены также на ледоколах, на Тульском оружейном заводе, на Морском полигоне, на насосных станциях Санкт-Петербургского, Киевского, Казанского и Владимирского водопроводов, во многих жилых и промышленных зданиях Санкт-Петербурга и других городов России.
После революции завод был национализирован и получил название «Русский дизель». В 1990-х годах предприятие было акционировано, а в 1999 году обанкрочено. Здания завода были по отдельности распроданы под производства и офисы.