Тенишевское реальное училище – Трудовая школа – Автомобильно-дорожный техникум – Педагогическое училище – Школа № 192 Дзержинского района – Институт театра, музыки и кинематографии и учебный театр – Академия театрального искусства и «Учебный театр на Моховой»
В 1898 году, выкупив участок по адресу улица Моховая, дома 33 и 35, Вячеслав Николаевич Тенишев (1844–1903) – князь, российский предприниматель – решил построить на собственные средства учебное заведение нового типа, которое в дальнейшем стало носить его имя: Тенишевское реальное училище.
Вячеслав Николаевич Тенишев принадлежал к дворянскому роду, был талантливым инженером и удачливым предпринимателем. Заработав крупное состояние, он сосредоточился на благотворительных проектах.
Строительство отдельного комплекса зданий на Моховой улице, специально предназначенных для размещения в них учебного заведения, началось в 1899 году и было закончено за год. На его строительство и обустройство Тенишев пожертвовал более 1,5 миллиона рублей. Архитектором был выбран Рихард Андреевич Берзен, постройку вел подрядчик Яков Платонович Кузнецовский, металлический декор исполнила фирма «Карл Винклер».
Планировка училищного комплекса была продумана до мелочей. Комплекс состоял из двух зданий, соединенных железной галереей. Здание, выходящее фасадом на Моховую улицу, предназначалось для устройства большой аудитории «для школьных актов и литературных чтений» с хорошей акустикой, рассчитанной на 600 человек. В надворном здании, расположенном вдали от уличного шума, находились учебные классы, рекреационные залы и столовая. Внутренний двор использовался для прогулок на свежем воздухе. Кроме того, в зданиях училища были предусмотрены собственные оранжерея, обсерватория, класс ручного труда «для развития ловкости и практичности», а также специальный класс естествознания.
Главный фасад построен в стиле модерн. Изящный облик главного фасада носит строгий, сдержанный характер. Акцент сделан на симметричные эркеры и широкие окна. Одним из первых в петербургском строительстве Берзен оставил открытыми железные балки над окнами, превратив их в полноценные элементы композиции, декорированные железными розетками.
Дворовой учебный корпус является шагом в новую архитектуру и первым в Петербурге примером протоконструктивизма. Ведущая тема фасада дворового учебного корпуса — повторяющиеся ряды больших окон с обнаженными металлическими балками. Остекление почти заменило наружные стены. П-образный дворовый учебный корпус отличается геометричностью форм и развернут вглубь второго двора. Дворы училища соединены арками. В главном корпусе была расположена большая аудитория в форме амфитеатра, в дворовом – учебные классы. Полукруглый выступ аудитории вынесен во двор и не виден с улицы. В пространстве крыши отведено место для обсерватории с вращающимся куполом.
Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков, целью которого было воспитание высокообразованных и широкомыслящих людей. Основной задачей было возбудить в детях интерес к тому или иному предмету, поэтому в училище не было оценок и экзаменов.
Тенишева считали умным и решительным человеком. Будучи успешным предпринимателем, он также интересовался социологией, этнографией, музыкой, осознавал важность социальных изменений и жертвовал на развитие науки, образования и благотворительность большие суммы денег. Тенишевское училище воплотило в жизнь его педагогические представления о воспитании и образовании молодежи. Он внес значительный вклад в педагогическую науку, сделав акцент на прикладной характер обучения и раскрытие способностей ребенка в образовании, а его благотворительные инициативы заслуживают уважения.
Тенишевское училище было организовано по типу коммерческих училищ, и важное место в учебной программе занимали специальные «коммерческие» предметы: счетоводство, коммерческая арифметика, товароведение и экономическая география. Кроме того, большая роль отводилась естественно-научным дисциплинам. Отличительной чертой образовательной системы Тенишевского училища была ориентация на практическую деятельность: для учащихся проводились лабораторные занятия по разным предметам и устраивались познавательные экскурсии.
Обучение в училище длилось 8 лет: семь общих и один специальный класс. Выпускники приравнивались в правах к окончившим реальное училище. Общий курс был шире, чем в других учебных заведениях. В числе специальных предметов изучались счетоводство, коммерческая арифметика и корреспонденция, товароведение, экономическая география. Но основное внимание уделялось естественнонаучным предметам, которые преподавались в течение всех 8 лет обучения, преимущественно в лабораторных условиях. Велись практические занятия по физике, химии, географии и другим предметам, широко применялся метод образовательных экскурсий. При училище имелись оранжерея и обсерватория.
Училище имело целью воспитание «нового российского деятеля», высокообразованного, широко мыслящего, способного принести практическую пользу стране. Среди учащихся были Владимир Набоков и Осип Мандельштам.
После смерти Вячеслава Николаевича Тенишева в 1903 году его наследница княгиня М. К. Тенишева отказалась уступить дом на Моховой Тенишевскому училищу. Она настояла для повышения доходности на устройстве театрального зала. В начале ХХ века в нем проходили творческие вечера с участием Александра Блока, Владимира Маяковского, Анны Ахматовой. В 1904 году здесь располагался филиал театра Яворской, в 1905 году — Передвижной театр Гайдебурова и Скарской.
После 1917 года Тенишевское училище перестало существовать и как учебное заведение. Здание было передано Народному комиссариату просвещения. В 1920-е годы в здании находилась трудовая школа, позднее – автомобильно-дорожный техникум и педагогическое училище. 1947–1965 годах – школа № 192 Дзержинского района.
В 1962 году здание было передано Учебному театру ЛГТИ. В 1976 году здание было передано Институту театра, музыки и кинематографии, и здесь начал работать учебный театр. В 2009 году учебное заведение было преобразовано в Академию театрального искусства, но также продолжил работать «Учебный театр на Моховой», особо любимый петербуржцами за искренность и свежесть игры молодых актеров.
С 1990 по 2002 год проведены реставрационные работы здания: была восстановлена оранжерея, проведена замена купола учебной обсерватории, осуществлена перепланировка ряда учебных помещений. Стоит отметить, что все основные исторические черты здания и его интерьеров были сохранены.
При написании исторической справки, а также для иллюстрации современного состояния объекта, была использована конкурсная работа и фотографии Курганской Веры, ученицы 6М класс гимназии № 540 города Санкт-Петербурга.