История благотворительности купеческой семьи Ананьевых не так проста, как хотелось бы самим благотворителям. Василий Григорьевич Ананьев (24.10.1828–05.11.1890), петербургский купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин и кавалер орденов, торговал строительными материалами и имел в домовладении несколько зданий в столице. Он состоял судьей в Словесном суде и являлся Выборный от купеческого сословия. Жертвовал на строительство. В церкви при Санкт-Петербургском мещанском благотворительном обществе (располагалась на Московский проспекте, 95), на которую жертвовал, он и был похоронен вместе с женой – Надеждой Степановной Ананьевой. Но это не единственное благое дело, в котором участвовал капитал семьи.
Церковь во имя Св. Василия Парийского и Св. мученицы Надежды
В 1864 году на городской окраине, у Московской заставы, был открыт Дом призрения для взрослых мещан. Архитектором К. К. Вергеймом был разработан и проект домовой церкви, который остался только на бумаге. Но Дом не остался без храма. Хотя ждать его пришлось довольно долго. В 1876 году по плану П. Ю. Сюзора была завершена пристройка северного флигеля, в котором 29 января 1879 года епископ Псковский и Порховский Гермоген освятил на верхнем, втором этаже храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Но при расширении богадельни эта церковь стала вскоре тесной.
Василий Григорьевич Ананьев при посещении обращал внимание на тесноту храма при Санкт-Петербургской мещанской богадельне, стоящей по Забалканскому проспекту, а равно и на то, что храм находится на большом расстоянии от проспекта, что уменьшало доходную статью, которая могла бы идти на призреваемых. Посему Ананьев возымел желание построить на свои средства другую церковь, которая бы выходила на Забалканский проспект, который в 1878–1900-е годы составлял часть сегодняшнего Московского проспекта от Сенной площади до Московских ворот.
5 февраля 1888 года состоялось Собрание выборных Санкт-Петербургского мещанского сословия, к которому было обращено предложение потомственного почетного гражданина Василия Григорьевича Ананьева. При этом он выдвигал следующие условия:
-
Церковь должна сооружаться с приделами, освященным в честь Св. Василию, празднование – 12 апреля, и Надежды, празднование – 17 сентября.
-
План церкви должен быть утвержден выборными от Санкт-Петербургского мещанского общества.
-
Постройка и все нужное для постройки должно быть произведено самим Ананьевым за свой счет.
-
Построенная церковь передает на вечное время Санкт-Петербургскому мещанскому обществу.
-
Под церковью Ананьев может устроить два склепа, для себя и своей жены.
-
В дни ангела Ананьева и жены его, 12 апреля и 17 сентября, должны совершаться обедня и молебен, а в дни упокоения – обедня и панихиды.
Предложение Ананьева было встречено бурным рукоплесканием и принято единогласно. От Общества Ананьеву была выражена полная глубокая признательность за истинно-христианское дело.
В конце мая 1888 года была начата очистка места, распланировка и укладка каменного фундамента для вновь строящейся на Забалканском проспекте у соединительной ветки Николаевской железной дороги, рядом с Домом призрения вдов, сирот и увечный Санкт-Петербургского мещанского Общества, церкви во имя Св. Василия Парийского и Св. мученицы Надежды. Новый храм предполагалось фасадом расположить к проспекту. Он был рассчитан примерно на 1 000 человек и должен был быть построен в старовизантийском стиле. Как и оговаривалось, он устраивался на иждивении известного торговца строительным материалом купца Василия Григорьевича Ананьева и его супруги Надежды Степановны, чтобы по окончанию строительства передать его Санкт-Петербургскому мещанскому обществу на вечные времена.
В связи с затянувшимися работами по подготовке фундамента для новой церкви, торжественная часть переносилась на август. 30 августа 1888 года на земле мещанского общества, у триумфальных ворот, по Забалканскому проспекту, 77, состоялась закладка храма во имя Св. Василия и Св. мученицы Надежды. Торжественная закладка началась тотчас после окончания литургии в церкви при том же обществе. После молитвы к месту закладки церкви тронулся крестный ход.
Настоятелем отцом Владимиром Каменевым было совершено окропление фундамента и всех подготовленных построек. На закладке присутствовало большое количество людей Московской заставы и дети приюта. Также присутствовали старшина мещанского общества Андреев Федот Андреевич, попечители храма В. Г. и Н. С. Ананьевы, архитектор-строитель Н. Н. Никонов, члены управы, выборные мещанского общества и другие.
По окончанию молебна все перешли к особому углублению в фундаменте, в который был налит елей. В это углубление было положено присутствующими много серебряных и золотых монет. Затем углубление было закрыто металлической доской с надлежащей надписью. Первый кирпич положил отец Владимир Каменев, второй и третий – Ананьев, за себя и госпожу Ананьеву, остальные кирпичи положили гости.
По окончании церемонии все присутствующие были приглашены в здание приюта на завтрак. Всем работникам так же было предоставлено угощение. От Ананьева было подарено по полному костюму, состоящему из красной кумачовой рубахи и шаровар.
16 января 1889 года постройка церкви при богадельне Мещанского общества была возведена уже под крышу с окончанием главного купола и колокольни. Предполагалось, что будущей весной 1890 года начнется внутренняя отделка. Освящение церкви первоначально предполагалось в конце апреля 1890 года, а затем была назначена дата на 17 сентября.
Но 24 октября 1890 года Надежда Степановна Ананьев с прискорбием извещала о смерти дорого мужа и дорогого друга Василия Григорьевича. Крупный капиталист и благотворитель, потомственный почетный гражданин, скончался после тяжкой болезни. Все знавшие Василия Григорьевича отзывались о нем, как о человеке доброй души, гуманнейшего и отзывчивого сердца.
27 октября гроб с телом В. Г. Ананьева торжественно вынесли из его дома на углу Литейного проспекта и Бассейной улицы, перенесли в Сергиевский всей артиллерии собор, и затем траурная процессия потянулась с Литейного проспекта к Московской заставе к сооружаемой церкви при богадельне Санкт-Петербургского мещанского общества.
Так строительство храма при Доме призрения стало последним добрым делом Ананьева. Постройка церкви во имя Св. Василия епископа и Св. великомученицы Надежды, в которой Ананьев приготовил себе место для последнего земного места упокоения, растянулась на два года. Достроить начатый храм жертвователю, купцу Ананьеву, не удалось. Тело умершего В. Г. Ананьева было первоначально погребено близь этой новой церкви, но по завершении строительства было вырыто и погребено в особой гробнице под алтарем. Начатое им дело благополучно окончила его вдова, Надежда Степановна Ананьева.
1 февраля 1891 года состоялся подъем колоколов. Всего было 7 колоколов. Самый большой весил 50 пудов. А 3 февраля 1891 года состоялось торжественное освящение вновь выстроенного. Освящение совершал епископ ладожский Николай в сослужении с несколькими священниками.
Церковь высоко стояла над Забалканским проспектом. Постройка храма производилась по чертежам синодального архитектора Н. Н. Никонова. Нижняя часть церкви была гранитная. Главный придел храма сооружался во имя Св. Василия. Второй придел предполагалось освятить в честь Покрова Св. Богородицы. Художественным украшением церкви служил прекрасно исполненный иконостас. Внутри церковь расписана орнаментами и ликами святых. В парусах купола помещены четыре евангелиста. Иконостас резного дуба с узорчатою позолотою, царские врата бронзовые с эмалью. Подсвечники бронзовые с эмалью. Ковчег напрестольный крест и прочие вещи были изготовлены московской фабрикой Постникова. Запрестольный образ «Тайная вечеря», как и вся живопись, была выполнена классным художником Дмитрием Васильевичем Труновым. Резьба на иконостасе и иконах выполнена мастером А. В. Шутовым. С правой стороны алтаря устроен придел во имя Покрова Св. Богородицы. С приютом храм был соединен теплым коридором.
5 декабря1900 года скончалась и Надежда Степановна Ананьева, проживавшая на тот момент в Царском Селе. По ее духовному завещанию похоронили Надежду Степановну вместе с супругом под алтарем созданной ими церкви во имя Св. Василия и Св. мученицы Надежды.
Судьба церкви Св. Василия Парийского и Св. муч. Надежды на Забалканском проспекте при Мещанском Обществе такова. С открытия до 1918 года в церкви служил протоирей Владимир Афанасьевич Каменев. После закрытия храма 28 апреля 1923 года иконы были перенесены в Преображенскую церковь за Московской заставой. Пустовавшее здание в 1926–1927 годах снесли. Вначале 1927 года останки четы Ананьевых были перенесены на кладбище жертв 9 января 1905 года.
Кстати, в справочниках «Весь Петербург», да и в других источниках, при богадельне мещанского Общества указывается церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Наименование сюзоровской упраздненной церкви, находившейся в здании богадельни, перешло на церковь Св. Василия и Св. муч. Надежды, тем более один из пределов был посвящен Покровам Богородицы.
В здании богадельни Мещанского общества ныне размещается отделение милиции.
Приют имени Ананьевой на Каменном острове
Надежды Степановны продолжила дело благотворительности и после своей смерти. Так по ее завещанию Санкт-Петербургскому мещанскому, купеческому и ремесленному Обществам было отписано порядка трех миллионов рублей на учреждение и содержание в Петербурге приюта для малолетних бедных и престарелых лиц этих сословий. Духовное завещание было утверждено 26 января 1901 года. В отписанный капитал входило два дома в Санкт-Петербурге и капитал 1 200 000 рублей. Из трех назначенных по завещанию душеприказчиков двое отказались. Остался нотариус А. И. Каченовский, который и был назначен душеприказчиком Н. С. Ананьевой. Ему было поручено дома продать и на вырученные деньги вместе с капиталом выстроить богадельню и школы для членов трех означенных Обществ. Так же должны были остаться средства на содержание этих учреждений.
Проходило время, но никакого продвижения в реализации завещания, не происходило. Каченовский отчетов не предоставлял, ссылаясь на то, что даст отчет по окончании строительства богадельни. В 1904 году по предложению градоначальника был образован из представителей всех трех сословий особый комитет для наблюдения за деятельностью опекуна наследства, нотариуса А. И. Каченовского. В 1905 году Каченовский представил отчет по опеке. Отчет оказался неполным и неподтвержденным документально. Как выяснилось, Каченовский продал имущество Ананьевой за бесценок. Купеческое общество предъявило иск к Каченовскому, и особая комиссия должна была взять дело об опеке в свои руки.
В начале 1906 года все же было получено разрешение на строительство приюта. Планы построек уже утверждены: церковь при богадельне утверждена МВД, а гражданские постройки были утверждены Городской Думой. На строительство заведения было около миллиона рублей. В конце июля «Новое Время» извещало о скорой закладке грандиозного благотворительного учреждения-приюта для детей и богадельни имени Ананьевой.
Душеприказчик А. П. Каченовский выгодно приобрел большой участок близь Каменноостровского моста. Этот дачный участок на Каменном острове вблизи Инвалидного дома изначально в 1809 году был пожалован императором Александром I графу Николаю Александровичу Толстому, обер-гофмаршалу, действительному тайному советнику. После смерти графа Н. А. Толстого в 1816 году участок перешел к его сыну Александру, состоявшему адъютантом при князе Волконском. В 1823 году граф А. Н. Толстой продает дачу на Каменном острове Дмитрию Павловичу Татищеву, действительному тайному советнику. В Атласе Цылова 1849 года на участке уже показан сад и дача почетного гражданина Громова Василия Федуловича. Имущество бездетного купца В. Ф. Громова наследует его младший брат – Илья Федулович Громов. В Табеле 1888 года владелицей участков числится вдова И. Ф. Громова – Анна Ивановна Евреинова. В 1899 г. она продает участок потомственному купцу 1-й гильдии и почетному гражданину Якову Андреевичу Брусову, который занимался строительными подрядами и гранитными работами. После его смерти 15 марта 1900 года участок наследуют Брусовы: Екатерина Ивановна, Михаил Сергеевич, Александр Николаевич, Мария Яковлевна и Зайцева Александра Яковлевна. В 1904 году многочисленные наследники Брусовы делят участок на несколько частей и продают их разным лицам.
Через два года в Городскую управу пришло сообщение, что строительство закончено, но на деле там оказалась масса недоработок, и здание еще несколько лет простояло заколоченное. Началась долгая судебная тяжба между Каченовским и Городской управой. В продолжении разбирательств было не понятно, остались ли средства с завещанных капиталов на окончание строительства и содержание учреждений. В 1908 году Каченовский был отстранен от обязанностей душеприказчика над имуществом Ананьевой. К 1913 году было установлено, что у Каченовского не было оправдательных документов на 460 914 рублей. Вот такая неприятная история с завещанным капиталом Н. С. Ананьевой.
Трехэтажное каменное здание с деревянным флигелем было расположено на Каменном острове на берегу Большой Невки. Владельцами выстроенного приюта на тот момент являлись три городских сословных общества: ремесленное, мещанское и купеческое. Большую активность проявляло купеческое Общество. Благодаря именно его действиям, здание приюта было достроено. В августе 1913 года был проведен осмотр здания Ананьевского приюта представителем Городской больничной комиссии. Здание было найдено вполне исправным, за исключением небольших недочетов.
В здании богадельни Ананьиной также было предусмотрено помещение для церкви. В завещании Н. С. Ананьина предполагала освятить ее в честь Св. Василия Парийского и Вел. муч. Надежды. Но переехавший приют имел свою временную церковь, утварь которой и была перевезена на новое место на время аренды. Службы проводил отец Всеволод Иванов.
Но здание богадельни так и не использовавшееся по его прямому назначению. Оно было сдано в аренду на пять лет Городскому Общественному управлению под больницу. С осени 1913 года по 1917 год здесь расположился Временный приют для хроников, который переехал из зданий при Политехническом институте в Лесном. В годы Первой мировой войны назначение заведение сохранялось. Единственно сюда были переведены еще 100 хроников из других заведений для освобождения мест для военных раненых. После революции Временный приют для хроников стал называться Каменноостровской больницей для хроников.
С 1924 года в здании Ананьевской богадельни располагался уже ЛСХИ – Ленинградский (Каменноостровский) сельскохозяйственный институт, преобразованный из Высших сельскохозяйственных курсов, ранее располагавшиеся по соседству, набережной Большой Невки, 18. С 1964 года в здании бывшего приюте Н. С. Ананьевой размещается Городской онкологический диспансер.
Вначале 1990-х годов здание приюта с участком парка и оградой взято под охрану государства.
Источники:
-
Приходская Благотворительность в Петербурге. Исторические очерки С. И. Рункевича. СПб. 1900
-
Справочная книга СПб купечества. 1865–1873
-
Адресная книга Весь Петербург. 1892–1917
-
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Петербурга, Ист. церков. энциклопедия: В 3 т. – СПб, «Лики России». 1996
-
Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве. 1899
-
Газеты: Новое Время, Петербургский листок, Новая Петербургская газета. 1880–1917
-
Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси: С.-Петербургская епархия. СПб. 1909