Училище технического рисования барона Штиглица – Центральное училище технического рисования барона Штиглица – Государственные художественно-промышленные мастерские – Петроградский ВХУТЕИН – Художественно-промышленное училище среднего специального образования – Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
6 января 1876 года барон Александр Людвигович Штиглиц пожертвовал один миллион рублей – огромную по тому времени сумму – на устройство в Санкт-Петербурге училища прикладного рисования. Александром II в рескрипте, адресованном Штиглицу 9 января 1876 года, император писал: «С удовольствием изъявляю согласие на принятие этого значительного пожертвования и на присвоение предлагаемому Вами учебному заведению наименования “Училище технического рисования барона Штиглица”».
Известный финансист, промышленник, видный общественный деятель, благотворитель и меценат барон Штиглиц одним из первых в России осознал, что русской промышленности необходимы образованные художники, которые обеспечили бы качественным отечественным товарам возможность конкурировать на международном рынке.
Разместилось училище вблизи Летнего сада, на территории музейного квартала Русского технического общества в Соляном городке. Этот квартал был значительно перестроен к XIV Всероссийской мануфактурной выставке, которая проходила в Санкт-Петербурге летом 1870 года. Над проектом главного корпуса училища работали два архитектора: Александр Иванович Кракау и Роберт Андреевич Гёдике. Двухэтажное здание в стиле неоренессанс, построенное в 1878–1881 годах, богато украшено статуями и лепниной.
Кроме пожертвованных на первоначальное устройство училища денег, барон Штиглиц до последнего дня своей жизни был его почётным попечителем, а после смерти завещал на содержание училища проценты от своего капитала, который составлял около семи миллионов рублей. Преподаватели и студенты получали зарплату и стипендию из фонда Штиглица.
К 1892 году в нем обучалось 200 человек обоего пола. Имелось несколько отделений: общее художественное, декоративной живописи и резьбы, майолики, чеканки, ксилографии, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела. Во время практики ученики работали на Императорском фарфоровом заводе, ювелирной фабрике Фаберже, в мастерских императорских театров.
Первым директором училища был выдающийся зодчий Максимилиан Егорович Месмахер – архитектор великокняжеских дворцов на Мойке и Адмиралтейской набережной, а также находившегося рядом с училищем Музея декоративно-прикладного искусства, возведённого в 1885–1896 годах. Коллекция музея пополнялась так же на завещанные бароном Штиглицем средства.
В 1890-х годах после создания филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле училище стало называться Центральным училище технического рисования.
После октября 1917 года училище несколько раз преобразовывалось. В 1918 году училище было названо Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1922 году учебное заведение с музеем и библиотекой влилось в Петроградский ВХУТЕИН. В 1924 году Государственные художественно-промышленные мастерские перестали существовать, как самостоятельное учебное заведение.
В 1945 году решением правительства училище воссоздаётся сначала как художественное среднее специальное учебное заведение, а в 1948 году преобразовывается в Высшее художественно-промышленное училище – ЛВХПУ, которое с 1953 по 1994 год носит название Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Игнатьевны Мухиной, за что часто его именовали просто «Муха».
Видео: Кондратьев Иван, Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ Гимназия № 540 Приморского района, конкурсант проекта