Троицкий театр «Миниатюр» – Троицкий театр А. М. Фокина – Троицкий театр К. А. Марджанова – Кинотеатр «Баба-яга» – Театр пародии «Кривое зеркало» – Техникум сценических искусств – Молодой Театр Гостехникума сценических искусств – Колхозно-совхозный театр имени Леноблисполкома – Ленинградский областной драматический театр малых форм – Санкт-Петербургский государственный академический Малый драматический театр – Театра Европы Льва Додина
17 ноября 1911 года в Санкт-Петербурге на Троицкой улице, ныне улице Рубинштейна, дом 18/5, открылся новый Троицкий театр. Идея создания театра принадлежала Фокину Александру Михайловичу (1877–1937) и Жевержееву Левкию Ивановичу (1881–1942). Свою программу театр определял как «Юмор, сатира, мелодии, краски, кинематограф». Представления строились из разножанровых сценок, сочетавшихся с кинематографом, показывающим в антрактах хроникальные или видовые киноленты.
Раньше по адресу Троицкая улица, дом 18 находился велосипедный и автомобильный магазин Александра Михайловича Фокина, но в 1911 году он решил покончил с торговлей и организовать театр. В интервью репортеру «Биржевых ведомостей» А. М. Фокин так описывал идею своего театра: «Мы не будем утомлять зрителя и постараемся его не стеснить. …На протяжении сорока минут перед зрителем пройдут остроумный легкий водевиль, красивый непродолжительный балет, отдельные номера, кинематограф». («Биржевые ведомости», вечерний выпуск, 14 ноября 1911 года)
Само здание, в котором открылся театр, было построено в 1872 году по проекту архитектора В. Ф. фон Геккера для фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий Ф. А. Верховцева. Впоследствии фабрика перешла к Ф. А. и И. А. Жевержеевым, купеческой семье, которой с конца XIX века принадлежал угловой доходный дом по соседству в Графском переулке, 5.
К 1911 году часть здания по Троицкой улице перестроили под театр по проекту архитекторов Г. А. Косякова и В. В. Фридлейна. Скульптурную отделку пространства выполняла фирма Н. А. Попова по эскизам Г. А. Косякова.
Журнал «Огонек» того времени писал о театре: «Петербург обогатился новым и притом очаровательным, стильным залом. Он невелик, всего 350–400 человек посетителей, но зато уютен, изящен, красив… Много вкуса, художественной вдумчивости, хорошего тона. Розовый «мрамор» и «бронзовые» горельефы, розовые, зеленые и желтые бантики на креслах вместо номеров. Нарядные в фижмах, бантиках и чепчиках девушки-контролерши. В общем, по мозолям не ходят и за программку не дерут, раздают бесплатно…»
Левкий Иванович Жевержеев, сын И. А. Жевержеева, владельца здания, будучи еще подростком увлекался коллекционированием. Вначале это были предметы прикладного искусства, которые достались ему в наследство от деда и отца, потом – книги и рукописи, главным образом по русской литературе и истории литературы. А когда он увлекся театром, то начал собирать костюмы и эскизы декораций. Его страсть к искусству переросла в то, что он в дальнейшем поддерживал поэтов-футуристов, издавая за свой счёт их книги, был председателем правления «Союза молодежи» – первого сообщества художников русского авангарда в Санкт-Петербурге.
Поэтому не удивительно, что в 1913 году на новой сцене был показан «Первый в мире футуристов театр» по трагедии Маяковского, где художниками били Павел Филонов и Иосиф Школьник. А позднее в стенах Троицкого театра «Миниатюр» в декорациях для постановки «Победа над солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых впервые появился знаменитый «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. В Троицком театре проходили диспуты, устраиваемые «Союзом молодежи» совместно с «Гилеей», а также репетиции спектаклей футуристов.
Первым художественным руководителем театра был М. А. Долинов, позднее его сменил В. Р. Раппопорт.
Троицкий театр «Миниатюр» просуществовал до сентября 1917 года, после чего помещение арендовал грузинский режиссер-постановщик К. А. Марджанов, и он стал называться Троицкий театр К. А. Марджанова. После до 1926 в здании располагались кинотеатр «Баба-яга», после него – Театр пародии «Кривое зеркало». В конце 1928 года помещение передается Техникуму сценических искусств как площадка для показа студенческих работ. В 1933 году здание занял Молодой Театр Гостехникума сценических искусств, с 1940 года – Колхозно-совхозный театр имени Леноблисполкома.
В 1944 году в Ленинграде был создан Ленинградский областной драматический театр малых форм. Первое время театр был передвижным и не имел собственного здания, труппа театра давала спектакли в городках и сёлах Ленинградской области, пока в 1956 году театру не было выделено здание на Рубинштейна, дом 18.
В 1973 году место главного режиссера занял ученик Георгия Товстоногова – Ефим Падве. Он пригласил к сотрудничеству молодых режиссеров и драматургов, среди которых был и Лев Додин, спектакли которого принесли театру популярность у зрителей. В 1983 году Лев Додин становится главным режиссером, а в 2002 – художественным руководителем театра.
В 1995 году театр переименовали в Санкт-Петербургский государственный академический Малый драматический театр. А в 1998 году ему был присвоен статус Театра Европы. На сегодняшний день только три театра в мире обладают этим статусом: парижский Одеон, миланский Пикколо и Санкт-Петербургский Малый драматический театр.
Видео от участника конкурса: Косоротов Дмитрий