Апраксинский театр (1878–1917) – Императорский Малый театр (1879–1882) – Суворинский театр (1895–1917) – Театр Литературно-артистического кружка (1895–1899) – Театр Литературно-художественного общества (1899–1912) – Театр Литературно-художественного общества им. А. С. Суворина (1912–1917) – Большой драматический театр (1920–1932) – Ленинградский Большой драматический театр имени Максима Горького (1932–1992) – Российский государственный академический Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова
7 ноября 1879 года на набережной Фонтанки сборной постановкой открылся Малый театр. Это был один из лучших частных театров в Санкт-Петербурге. Здание было построено в 1876–1877 годах по проекту архитектора Людвига Францевича Фонтана на земельном участке, принадлежавшем еще с XVIII века Апраксиным. Идея строительства принадлежала графу Антону Степановичу Апраксину, который любил театр и музыку. Владелец нового театра предполагал самостоятельно заниматься антрепризой, однако, на тот момент в Российской империи существовала государственная монополия на публичные театральные зрелища. Долгая переписка между Апраксиными и Дирекцией Императорских театров закончилась тем, что в построенном Апраксиным здании разместился филиал Александринского театра, получивший название Императорский Малый театр. Театр работал в качестве филиала Александринского театра в течение двух сезонов.
Зал театра состоял из партера, лож бенуара, бельэтажа, балкона и лож на втором ярусе, двух боковых и одной средней галереи на третьем ярусе – всего около 1 400 мест. Аренда здания стоила Дирекции Императорских театров 18 000 рублей ассигнациями в год.
В 1882 году, после отмены государственной монополии, Дирекция императорских театров перестала арендовать здание. В этом же году арендатором театра стал антрепренер Алексей Картавов, в 1885 году его сменил Григорий Арбенин. Постоянных плановых спектаклей в театре не было до 1895 года, затем здание арендовала труппа Литературно-артистического кружка.
17 сентября 1895 года в стенах Апраксинского театра спектаклем «Гроза» по пьесе А. Островского открылся сезон Театра Литературно-артистического кружка, который в последующем станет Театром Литературно-художественного общества, организованным на паевых началах.
Главным пайщиком был владелец издательского предприятия Алексей Сергеевич Суворин. Театр был одной из главных его страстей: он писал пьесы и стремился к режиссуре. Также пайщиками были П. П. Гнедич, ведал репертуарной частью вплоть до 1901 года, пока не перешел в Александринский театр, и П. Д. Ленский.
В августе 1901 года театр сгорел. Но вдова Апраксина, Мария Дмитриевна (1845–1932), которая после смерти графа продолжала поддержку театра, восстановила здание, где в 1902 году был снова открыт театр. Паевое владение театром трансформировалось в частное театральное предприятие Суворина.
Официальное название театра менялось, но с 1912 года после смерти Суворина театр стал официально носить его имя, хотя в обиходе с самого начала именовался Суворинским, реже – Малым, театром. Владельцами театра стали наследники – М. и А. Суворины.
В 1914 году театр отделился от Литературно-художественного общества, и в 1917 году преобразовался в товарищество – Театр Союза драматических актеров, а 1918 году снова ненадолго стал частным предприятием, перешел в ведение профсоюза сценических деятелей, и в том же году закрылся.
Осенью 1918 года в Петрограде был подписан декрет о создании Особой драматической труппе – ОДТ. Декрет подписала комиссар по делам театров Андреева Мария Фёдоровна (1868–1953), русская актриса, дочь главного режиссёра Александринского театра Фёдора Александровича Фёдорова-Юрковского, которая влилась в общественную и политическую жизнь нового государства. Она с 1904 года по 1921 год была гражданской женой Максима Горького. Поэтому не удивительно, что после национализации в 1919 году здания Апраксинского театра, оно было передано ОДТ, руководителями и идейными вдохновителями которого были поэт Александр Блок и писатель Максим Горький.
15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос» началась работа ОДТ, которая в тот год давала спектакли на сцене Большого зала Консерватории, так как бывший театр Апраксиных в этот период оставался бесхозным и не отапливался. Только с сентября 1920 года ОДТ стала выступать на сцене театра на Фонтанке, преобразованная в Большой драматический театр. В его труппу воходили выдающиеся актеры: Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, М. Ф. Андреева, В. В. Максимов.
С 1932 по 1992 год театр носил имя своего основателя – Ленинградский Большой драматический театр имени Максима Горького. С 1956 года до 1989 года главным режиссером театра был народный артист СССР Георгий Александрович Товстоногов, чье имя стал носить театр после его смерти – Российский государственный академический Большой драматический театр имени Товстоногова.