Музей прикладного искусства – Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица – Музей Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица
Истрия Музей прикладного искусства напрямую связана с открытием в январе 1876 года передового для России конца XIX века Училища технического рисования. Основано оно было на деньги российского мецената и благотворителя барона А. Л. Штиглица, им же выделялись средства и на пополнение коллекции прикладного искусства для учебного заведения. Богатейшая коллекция декоративно-прикладного искусства различных эпох и народов постепенно разрасталась. Сначала, 29 декабря 1881Музей прикладного искусства барона Штиглицагода, для нее был открыт музей на втором этаже самого училища, но потом музею потребовалось значительно большее помещение.
В январе 1885 года Совет училища поручил проектирование нового здания для музея первому директору Центрального училища технического рисования, выдающемуся зодчему, профессору архитектуры Максимилиану Егоровичу Месмахеру. В марте Месмахер поехал изучать европейские музеи прикладного искусства и по возвращению представил свой проект.
Музей строился с 1885 по 1895 год. На строительство музея было потрачено 300 000 рублей, причём по Уставу училища его годовое содержание составляло 40 000 рублей, поэтому был использован неприкосновенный капитал с возвратом суммы банку за три года. К моменту открытия в нём находилось более 15 000 произведений искусства Европы и России XVII–XIX веков, что превосходило все аналогичные коллекции мира. Закупка экспонатов оплачивались с процентов от завещанного бароном А. Л. Штиглицем капитала.
Прекрасно понимая стоящие перед училищем задачи, архитектор, искусствовед-энциклопедист, педагог, имеющий богатый опыт преподавания художественных дисциплин, Месмахер разработал концепцию здания, которое по его задумке должно было стать самым большим в мире учебным пособием по истории художественных стилей.
Всё в этом музее – от мозаик на фасаде до оформления небольших световых двориков, от грандиозного двухъярусного выставочного зала под двойным стеклянным куполом до отлитых из бронзы дверных ручек, от окон-витражей в полах некоторых залов до ажурных оконных решеток – преследовало одну цель: помочь ученикам постичь тайны старых мастеров, почувствовать аромат и вкус ушедшего времени и стать мастерами высокой квалификации.
Каждый из тридцати двух залов музея декорировался в определённом историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нём. Талантливый педагог Месмахер смог превратить строительство здания музея в хорошую школу для своих воспитанников. По рисункам и акварелям Месмахера ученики под руководством преподавателей выполняли отделочные работы. Вся плафонная и настенная живопись музея, майоликовые изразцы и балясинки, вышивки портьер, изготовление некоторых столярных филёнок, резьба и выжигание были исполнены учениками училища.
После торжественной церемонии в присутствии императорской семьи 12 мая 1896 года музей был открыт для широкой публики и быстро стал одним из самых посещаемых в городе. В Большом Выставочном зале регулярно проводились выставки. Это был первый в Санкт-Петербурге и единственный в России музей декоративно-прикладного искусства. С 1898 года Дягилев выставлял в нём произведения художников объединения «Мир искусства».
Во время Первой мировой войны в музейных залах открылись мастерские Красного креста по производству противогазов и бинтов, некоторые помещения использовались как склады. В октябре 1915 года обсуждалась эвакуация экспонатов, после чего они были упакованы и так хранились несколько лет.
В 1923 году музей был передан Эрмитажу и получил название Первого филиала Эрмитажа. В 1927 году вышло постановление о закрытии музея. Некоторое время он ещё работал, хотя экспонаты передавались музею Академии художеств и другим музеям, а также во Всесоюзное объединение по экспорту «Антиквариат». И вскоре собственная коллекция прекратила существование
С 1980 года в здании начали проводить научную реставрацию, а в 2008 году музею вернули имя барона Штиглица. Современная экспозиция музея является уникальным для России опытом реконструкции экспозиции художественно-промышленного музея эпохи историзма, собравшей все основные тренды дизайна конца XIX века.
Видео от участников конкурса: Сафина Полина, Гвоздовская Ксения