Концертно-театральный зал в торговом доме «Братья Елисеевы» – Театр Сатиры – Ленинградский Театр Сатиры и Комедии Ленинградский Театр Комедии – Санкт-Петербургский академический театр Комедии имени Николая Павловича Акимова
7 сентября 1903 года в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и Екатерининской, ныне Малой Садовой, улицы произошло торжественное освящение петербургского магазина торгового товарищества «Братьев Елисеевых». Магазин выделялся на фоне классической архитектуры Невского проспекта своей роскошью отделки. Стиль необыкновенно красивого здания, возведенного в 1902–1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским по последнему слову строительной техники, был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей, а также арендаторов для нового концертно-театрального зала, расположившегося на втором и третьем этажах. Большие витражные окна покрывали несколько этажей, создавая впечатление одной громадной витрины. На фасаде были установлены четыре фигуры скульптора А. Г. Адамсона: «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
Заказчиком строительства был глава семейной торговой фирмы Григорий Григорьевич Елисеев, известный не только в России, но и за границей, торговый предприниматель, купец 1-й гильдии и благотворитель. Рациональная планировка здания и исключительно выгодное размещение в центре города довольно скоро стали приносить владельцу, вложившему 5 миллионов рублей в строительство, немалый доход.
Здание представляло собой многофункциональный комплекс помещений. На первом этаже разместились три необычайно роскошно отделанных торговых зала, украшенных зеркалами и бронзовыми светильниками. Там же были устроены столовая для служащих и контора. В просторных подвалах, были устроены холодильники и нагреватели для продуктов. На втором этаже здания располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми.
Также на втором и третьем этажах были спроектированы большие залы. С 1904 года они сдавалися в аренду различным театральным коллективам: «Невскому фарсу», «Современному театру», антрепризе под управлением Валентины Лин. В концертном зале было обилие света, ведь модерн предполагает, что через большие окна днем в здание попадает дневной свет с улицы, а вечером окна здания освещают улицу электрическим светом. В зале были установлены огромные окна с витражами, и яркие хрустальные люстры. Сохранилось его описание:
«Зал состоял из партера и 2 балконов на 4 ложи, был богато отделан в светло-желтых тонах, массивная белая мебель обита зеленым плюшем, сцена невысокая и неглубокая. Сообщалось, что акустика не вполне удовлетворительна: слышно было хорошо, но пропадали полутона речи. В зале имелось 480 мест – 11 рядов кресел и 9 рядов стульев по 24 места. Его сцену украшал занавес с изображением Александринского театра».
От прежнего интерьера концертного зала до наших дней практически ничего не сохранилось после перепланировки, произведенной в 1930-е годы.
В 1929 году помещение отдали молодому «Театру Сатиры» под руководством Давида Гутмана. Через два года «Театр Сатиры» объединили с театром «Комедия». В это время на сцену нового Ленинградского Театра Сатиры и Комедии выходили Елена Грановская, Леонид Утесов, Борис Бабочкин, Николай Черкасов. Со временем популярность театра угасла. Поэтому в 1935 году было принято решение сменить руководителя театра, им стал режиссер и художник Николай Павлович Акимов. Ему было поручено «привести в порядок самый плохой театр в Ленинграде». И через год театр стал одним из самых посещаемых.
Акимов не боялся экспериментов. Он сформировал новую труппу, собрав плеяду великолепных артистов. В это же время складывается творческий союз с драматургом Евгением Шварцем: пьесы «Тень» и «Дракон», входящие в сокровищницу мировой драматургии, были написаны специально для акимовского театра. Ленинградский Театр Комедии был признан одним из лучших в СССР. А в 1986 году театру было присвоено имя Акимова. Сегодня это – Санкт-Петербургский академический театр Комедии имени Николая Павловича Акимова.