Еще в середине XIX века на месте дома № 50 по Николаевской улице находился пустой участок, который приобрели купцы Беляевы, и архитектор Василий Федорович фон Геккер построил на нем большой доходный дом. С 1884 года в доме в своей квартире № 16 постоянно жил один из членов семьи владельцев – Митрофан Петрович Беляев. Он играл важную роль, как и возглавляемое им Общество камерной музыки, целью которого являлась пропаганда русской камерной музыки. Беляев был большим любителем музыки и стал устраивать у себя по пятницам музыкальные квартетные вечера.
В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков рассказывает о своем знакомстве «с высоким и красивым господином» – «замечательным человеком, имевшим впоследствии такое огромное значение для русской музыки».
Дом и квартира Беляева Митрофана Петровича были крупным музыкальным центром Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX веков. Здесь в 1884–1903 годах регулярно собирался Беляевский кружок, возглавляемый Римским-Корсаковым, и объединивший русскую художественную интеллигенцию, который имел название «Беляевские пятницы». Здесь звучала замечательная русская музыка, которая и по сей день звучит на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга, России и всего мира. Постоянными гостями Беляева были Бородин, Глазунов, Лядов, Римский-Корсаков. Бывали здесь Чайковский, Танеев, Скрябин. Беляев был одним из первых, кто заметил музыкальный гений Скрябина. На Беляевских пятницах существовала традиция: композиторы должны были приносить новые сочинения для квартета, и если они забывали это, то писали сочинение в течение вечера. Начинания Беляева сыграли огромную роль в развитии отечественной музыкальной культуры, благодаря чему творческая судьба многих русских композиторов смогла состояться.
Он учредил Глинкинские премии и ежегодно присуждал их от имени «неизвестного доброжелателя», а также выдавал денежную помощь малоимущим композиторам. Беляев создал также музыкальное издательство, организовывал постоянные концерты.
«Я оставляю этому обществу средства на вечное существование...» – из письма Митрофана Петровича Беляева, написанного незадолго до своей смерти другу Александру Фердинановичу Гельбке.
В доме жил танцовщик Мариинского театра Павел Гердт и Л. С. Термен – физик, изобретатель бесконтактной сигнализации и создатель первого в мире электронного музыкального инструмента – терменвокса, преобразующего движение руки в звуки.