Путилов Николай Иванович (1820–1880) – крупнейший предприниматель, инженер, учредитель Общества путиловских заводов в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник. По оценкам современников – знаменитый металлург, имя которого стоит в одном ряду с владельцами крупнейших мировых металлургических предприятий, «замечательнейший деятель русской промышленности».
Николай Иванович Путилов родился в начале мая 1820 года в семье мелкопоместных дворян в усадьбе Березицы, Боровичский уезд, Новгородская губерния. Усадьба Березицы, где родился Николай Путилов, располагалась на правом берегу реки Мсты, южнее села Волок Держков, к северо-западу от города Боровичи.
Отец Николая Путилова – Иван Никифорович Путилов, служил помощником полицмейстера реки Мста в участке водной полиции по Мстинской части Вышневолоцкого отделения. Следил за безопасностью сплава грузовых барок, соблюдением законности и порядка.
Отец часто брал Николая с собой на Мсту. Рассказывал сыну о своей учебе в Морском кадетском корпусе, о плавании на военных кораблях, приучал сына к морскому делу, учил управлять лодкой. Маленькому Николаю уже грезились морские просторы и паруса настоящих кораблей.
Мать Николая Путилова – Александра Федоровна Путилова, в девичестве Мантурова. В 1826 году она умерла. И Иван Никифорович остался с малолетними детьми: Павлом, Николаем, Маргаритой и Анной.
В 1840 году окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы. Был оставлен там на должности преподавателя математики.
Занимался научной работой. Опубликовал статью, посвященную ошибке выдающегося математика Огюстена Коши в его курсе интегрального исчисления. В качестве помощника академика М. В. Остроградского исследовал особенности внешней баллистики. Публиковал научные труды, в том числе в соавторстве с М. В. Остроградским. По состоянию здоровья перевёлся в Крым в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов. В 1848 году возвратился в Петербург и был назначен чиновником особых поручений при директоре кораблестроительного департамента.
В 1854 году, во время Крымской войны Н. И. Путилов был рекомендован великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. В условиях англо-французской блокады Путилов, используя метод сетевого планирования, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. При этом он, после соответствующего переобучения, широко привлекал потерявших работу из-за войны мастеровых-прядильщиков, из числа которых впоследствии отбирались механики на построенные военные корабли. Первые оборудованные паровыми машинами Путилова 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 года. В течение следующих восьми месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов. Н. И. Путилов также построил для Кронштадта 3 плавучих дока и ремонтную мастерскую в Кронштадтском пороховом заводе.
За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в чине (произведён в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента), награждён орденом св. Станислава II степени. Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около 4 процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика. К венку прилагалось письмо со словами:
«В 1854 году ни мы, заводчики, и никто другой не сознавали возможности выполнить такое задание: изготовить для России к следующей же навигации в течение пяти месяцев канонерскую флотилию. Но Н. И. Путилов рассчитывал, что, слив петербургские заводы в одно целое, есть возможность в назначенный срок изготовить ее. Он, Путилов, принял дело… и исполнил его на удивление всем… С первого дня знакомства нашего Путилов столько внушил доверие к нему, что каждый из нас, в свою очередь, желал найти доверие его, Путилова. Довольно сказать, что мы вели дело изготовления многих, новых для нас, паровых машин и котлов без всяких формальных бумаг, а на чести. И по окончании дела у каждого из нас глубоко врезалось в душе искреннее уважение к уму и деятельности Николая Ивановича Путилова».
15 августа 1857 года вышел в отставку в чине коллежского советника. Затем вновь был зачислен на государственную службу. На кредит Морского министерства перестроил 4 завода в Финляндии и дал качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе.
16 мая 1863 года совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии С. Г. Кудрявцевым организовал металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Владел третью уставного капитала этого завода.
По поручению российского правительства разработал технологию изготовления чугунозакаленных снарядов и лишил тем самым немецких промышленников монополии на производство этого вида боеприпасов.
В 1868 году купил обанкротившийся механический, литейный и железоделательный завод, который в 1872 году стал основой учрежденного Н. И. Путиловым Общества путиловских заводов. На этом заводе организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 % до 17,7 %.
Жестокая зима 1867–1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов была отработана схема запуска производства в кратчайшие сроки (Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод начал прокатку рельсов в 3 смены), получившая название «путиловская схема запуска производства», которой позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов за Урал. С 1868 по 1875 год заводом было изготовлено рельсов на крупную по тем временам сумму – 27 миллиона рублей.
В 1870 году учредил «Железную дорогу Путиловского товарищества» с целью обеспечения коммуникаций между пристанями и производственными объектами Петербурга.
Н. И. Путилов был автором многих технологических разработок и изобретений, в частности, рафинирования и обезуглероживания металла в бессемеровском аппарате, соединения чугуна со сталью, штамповки стальных артиллерийских снарядов, а также использования старых рельсов при постройке зданий.
Выдающиеся заслуги Н. И. Путилова нашли своё отражение в его перемещении по классам Табели о рангах: имея в 1869 году чин коллежского советника VI класс, Николай Иванович уже через год стал, согласно высочайшему соизволению, действительным статским советником IV класс.
В 1869 году Николай Иванович начал подготовку своего последнего проекта – Морского порта Петербурга с Морским каналом, соединяющим Кронштадт с Петербургом. 13 июня 1874 года Александр II утвердил положение «О временном управлении по устройству Санкт-Петербургского морского канала». Общее направление канала было утверждено Александром II 21 августа того же года. 26 октября того же года был подписан «Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала». Заказ-подряд на работы получил Н. И. Путилов «с товарищами». После смерти Путилова проект завершали его компаньоны П. А. Борейша и С. П. Максимович. 15 мая 1885 года 32-километровый канал был открыт для прохода судов и заработал новый Морской торговый порт.
На завещании Путилова, где он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского канала, Император Александр II наложил резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы». Гроб с телом Путилова рабочие завода пронесли весь путь на руках – это более 20 километров.
О восприятии современниками масштаба личности Путилова свидетельствует тот факт, что местонахождение его могилы указывалось на планах Петербурга, издаваемых известным картографическим заведением А. Ильина, услугами которого пользовались редакции практически всех петербургских справочников. Такой чести в то время не был удостоен больше ни один петербуржец.
В 1907 году прах Путилова и его супруги Екатерины Ивановны был торжественно перезахоронен в новой заводской церкви, под алтарём. В советское время в церкви власти разместили Кировский райпромкомбинат. Современный адрес здания – проспект Стачек, дом 48. Снесли алтарь, начали готовить фундамент под пресс и обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. По слухам (документальных свидетельств этого акта не обнаружено) плиту переплавили, гробы сожгли в местной котельной. Путиловская церковь сохранилась в перестроенном виде и сейчас возвращена верующим.
Набережная Морского канала на Канонерском острове названа Путиловской – в память о человеке, которому петербургский Морской канал обязан своим существованием.