Путилов и Русанов, помимо того, что они тезки, они еще и ровесники. Оба родились в 1820 году. Русанов 4 (16) декабря на «Николу зимнего», а дата рождения Путилова пока не известна, но по косвенным источникам, есть предположения, что родился он в конце апреля ближе к «Николаю Вешнему», празднуемому 9 мая по старому стилю.
Николай Иванович Русанов – уроженец Онежского уезда Архангельской губернии. Свое образование получил дома. Учился читать по церковным книгам, обучался у местного священника и у станционного писаря, которые научили его читать, писать и дали понятие о четырех правилах арифметики. С 1831 по 1838 год Николай работал с отцом на сплавках корабельного леса из Олонецкой и Новгородской губернии в Петербург и Кронштадт, получая рабочие навыки.
Николай Иванович Путилов – из мелкопоместных дворян. Родился в Боровичском уезде Новгородской губернии. Карьера его началась в 1830 году, когда в возрасте 10 лет, его приняли кадетом в морскую роту Александровского сухопутного кадетского корпуса в Петербурге, а в 1832 году Путилов в числе двенадцати «недорослей» был переведен в Морской кадетский корпус.
Так что «трудовая деятельность» у Николаев началась примерно в одно и то же время, в одном и том же возрасте. Русанов трудился с отцом в Новгородской губернии, получал практические знания и занимался самообразованием, а Путилов получал образование в кадетских корпусах.
Оба Николая Ивановича были новаторами и изобретателями. Русанов хоть и не имел классического образования, но успешно применял различные новшества в практических целях. Так еще в восемнадцатилетнем возрасте для ускорения процесса сплава леса, Николай построил из брёвен плоты длиной 150 саженей (более 300 м) с мачтами и парусами, тем самым превратив плоты в управляемые плавсредства, что позволило доставить лесоматериалы быстро и без потерь. За этот удачный эксперимент Русанов получил благодарность от управляющего Балтийским округом генерала Феофана Даниловича Руднева. В это время Путилов уже преподавал в офицерских классах и «утирал нос» математику Огюстену Коши, найдя ошибку в его интегральных исчислениях.
Русанов в молодые годы несколько лет проработал десятником на постройке Николаевской железной дороги, набираясь опыта для дальнейшей трудовой и предпринимательской деятельности. Путилов в это время (1843–1848), в связи с ухудшением здоровья переведенный на Юг России в Кременчуг, трудился в Корпусе инженеров военных поселений и так же набирался практического опыта, который пригодиться потом ему в постройке его заводов.
Оба Николая много потрудились на Морское министерство. Наверняка даже пересекались их деловые дороги. Оба отличились во времена Крымской компании 1854–1856 годах. Русанов поставлял лес для постройки военных кораблей, трудился на Кронштадтских укреплениях. Путилов строил канонерский флот для Балтики. Оба проявили себя как пионеры в вопросах организации производства.
Создавая канонерский флот в Крымскую компанию, Путилов предложил провести работы – «оптом с подряда», иными словами, используя «метод сетевого планирования». Путилов привлек к производству различные, в том числе частные предприятия Петербурга. Справился с задачей в короткий срок и сэкономил казне деньги. «Магик Путилов» – так называл его современник адмирал Иван Алексеевич Шестаков в своих воспоминаниях.
Шестаков описывает такой случай, когда ему срочно нужен был цилиндр для двигателя лодки, «колдун»-Путилов посадил его в карету и привез Шестакова в придворное экипажное заведение. Где ему была предоставлена необходимая деталь – цилиндр для парового котла, сделанная без ведома министра двора и придворной конторы. «Нужна была промышленная находчивость, чтобы заключить, что каретное заведение может делать части парового механизма и большая способность убеждать других. Легко ли уверить человека, который точил только экипажные оси, что он сам не ведает своей силы и способен выточить самый могучий аппарат движения».
А в 1855 году малограмотный «торгующий крестьянин» Русанов представил в Министерство государственных имуществ, графу П. Д. Киселеву, проект. В нем он предлагал заменить казенный способ доставки лесов для кораблестроения на подрядный с привлечением частных поставщиков. Это давало экономии более 40 000 рублей ежегодно. Проект был принят, и Н. И. Русанов стал одним из крупных поставщиков по снабжению российского флота лесными материалами. В этом проекте он оговаривает то, что для этих работ будут брать только онежских мужиков, тем самым помогая своим землякам в трудоустройстве.
У обоих Николай Ивановичей были одинаковые принципы отношения к налаживанию производства, к рабочим. Русанов, создавая свои лесопромышленные заводы, никогда не забывал о быте рабочего: он налаживал обеспечение провианта, строил жилье, строил школы для детей рабочих, храмы. То же было и на Путиловских заводах: дети обучались грамоте, основам производства, черчению. Русанов обучал детей кораблестроительному делу. Путилов – основам слесарного и кузнечного дела, черчению.
Кадры и Николай Иванович Русанов, и Николай Иванович Путилов, подбирать умели. Путилов в дни строительства канонерской флотилии сумел сделать из оставшихся на тот момент без работы ржевских ткачей опытных судовых механиков. И всегда выделял знающих и опытных, как рабочих, так и служащих. А Русанов, сам изобретатель многих механизмов и приспособлений на своем заводе, привлекал на свои производства таких же русских самородков и давал им развитие.
У Русанова работал замечательный самоучка механик Куликов, который сумел наладить механизмы на Шальском лесопильном заводе, купленные как не годные, да так, что они функционировали еще долгие годы, не требуя ремонта. В статье, в Олонецком Губернском вестнике за 1872 год касательно Шальского завода корреспондент замечает: «Нельзя не отдать полной справедливости Русанову за то, что у него, как и у господина Путилова, оказывается на все пригодным русский человек, ни в Мизене, ни на Шале у него нет ни одного иностранца».
В 1861 году Русанов построил один из первых в России паровых лесопильных заводов, расположив его недалеко от Санкт-Петербурга в Уткиной заводи, при впадении в Неву реки Утки. Для этого он применил так называемый локомобиль – передвижной паровой двигатель. Эти чудо-машины еще только входили в российское производство и привозились из-за границы.
Оба осваивали новые территории. Русанов строил лесопильные заводы на севере, в Мезени, а Путилов строил заводы железоплавильные в Финляндии. Русанов возрождает запущенные солеваренные заводы Архангельской губернии. Строит кирпичный завод в Уткиной заводи. Занимается разработкой железной руды в северных регионах. Первым приспособил локомобили для забивки свай при создании Кронштадтских укреплений.
Путилов, вовремя поняв важность металлургии, ищет близкие к производству металла источники сырья и осваивает новые технологии литья. Он впервые осуществил выплавку железа из озерных руд Финляндии, и Россия получила качественную котельную сталь взамен английской.
В 1863 году Николай Иванович Путилов в содружестве с Обуховым Павлом Матвеевичем и Кудрявцевым Сергеем Галактионовичем организовал сталелитейный Обуховский завод. Затем в 1868 Путилов запускает свой рельсовый завод с уникальной технологией производства.
Наверняка Русанов и Путилов пересекались по работе. Два таких деятельных человека, живших и трудившихся в одном городе, не могли не встречаться. Путилов – рельсы России, а Русанов – шпалы России. Не удивлюсь, если портрет Русанова был в известном художественном собрании Путилова, где помимо исторических личностей, было представлено много достойных современников.
Как пример можно сказать о их совместной деятельности на Политехнической выставке, проходившей в Москве в 1872 году. Оба были участниками этой выставки. Русанов представлял лесопромышленное производство и, в частности, демонстрировал макет своего нового Шальского завода, выполненного по собственным чертежам, и модели грузовых полу-лодок своей конструкции. Путилов представлял свой рельсовый и механический завод, выставлял различные виды железнодорожной техники. И оба Николая участвовали в создании Морского отдела этой выставки: Путилов за свой счет и из своих материалов строил павильон по своей знаменитой технологии из рельсов и стекла, Русанов давал на постройку павильонов лес. За что и были оба отмечены наградами: Русанов получил Св. Владимира 3-й степени, а Путилов звезду Св. Станислава 1-степени, которую можно видеть на известной картине Бореля.
С 1874 года в Уткиной заводи у Русанова помимо лесопильного появляется еще и кирпичный завод, который расположился как раз напротив Обуховского завода, одним из создателей которого стал Николай Путилов. Русановский мост находится сейчас напротив ГОЗ «Обуховского завода», их разделяет река Нева.
Путилов задумал масштабный проект – Морской порт. А Русанов, состоявший в Императорском обществе для содействия русской торговли и мореходства, с 1875 года участвовал в постройке Кронштадтских фарватеров, шедших к этому порту. Русанов так же создатель Мезенского порта в устье Печеры, который действует и поныне. Создавать порт в Мезени было не просто, но таких препон, с которыми столкнулся Путилов в столице, строя свой порт, в северной глуши не было.
Путилов уже по рождению принадлежал к дворянскому сословию, а Русанов добился дворянского звания упорным трудом только в 1876 году. Девиз на гербе Русанова – «Трудом и усердием». У Путилова на гербе девиза не было, и больше всего, как девиз, подошло бы высказывание: «Все для отечества, ничего для себя».
Русанов строил много храмов. Один из них сохранившийся – храм-усыпальница на Никольском кладбище, в этом году справляет свое 150-летие. Путиловскому храму также отмечалась круглая дата 115-летие.
Пережил Русанов Путилова всего на два года: оба скончались в апреле месяце. Русанов 14 апреля, а Путилов 18 апреля. И судьбы захоронений, что у Русанова, что и у Путилова, чем-то похожи. Русанов был похоронен в своем Никольском храме Александро-Невской лавры, а прах Путилова перенесли в Путиловскую Никольскую Церковь с Гладкого острова, где он покоился первоначально. В советское время церкви с усыпальницами были разорены и судьба останков не понятна. Сейчас в нижнем пределе Никольской церкви, на месте захоронения Русановых стоят станки литографической мастерской, а на месте, где был захоронен Путилов с супругой, стоит теплоузел.
Отзывы современников о Путилове, как «о человеке ума обширного, самородке чисто русском, выбившегося самостоятельно на дорогу, … человеке очень предприимчивом, с широкими взглядами на коммерческие предприятия, … неутомимом деятели, преданнейшем сыне своей Родины и гуманнейшем заводчике». Все эти определения применимы и к личности Николая Ивановича Русанова.
Память об этих русских самородках – жива. Их деяния служат хорошим примером служению Отечеству. Исторические личности достойны популяризации, как в среде современных предпринимателей, так и среди молодежи. И хочется верить, что будут начаты определенные действия по увековечиванию памяти об этих замечательных и талантливых русских промышленниках.