Павел Григорьевич фон Дервиз (1826–1881) – предприниматель и благотворитель, концессионер и строитель железных дорог в Российской империи. Действительный статский советник.
Павел Григорьевич происходил из дворянского рода Дервиз; его немецкий предок Иоганн Адольф фон Визе переехал в Россию в 1740-х годах. Отец был директором Гатчинского сиротского института. Начальное образование Павел Григорьевич получил в английском пансионе Гирста в Петербурге. Затем поступил в Императорское училище правоведения, окончил его с золотой медалью в 1847 году. Вскоре фон Дервиз поступил на службу в Департамент герольдии Сената, затем в Министерств юстиции. Но в 1857 году казенную службу оставил, переехал в Москву и очень успешно занялся постройкой железных дорог.
В те годы он не обладал крупными денежными средствами, но талант и предприимчивость помогли ему сделаться одним из богатейших промышленников России того времени.
В 1859 году он становится председателем Общества Московско-Саратовской железной дороги и совместно с другими предпринимателями получает концессию на постройку железной дороги от Москвы до Саратова. Собрать весь капитал на постройку этой грандиозной линии не удалось – железная дорога была проложена от Москвы только до Рязани.
Вступив в компанию с инженером К. Ф. фон Мекком и пользуясь покровительством главного управляющего путями сообщения К. В. Чевкина, 12 марта 1865 года фон Дервиз получил концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги. Фон Дервиз предложил построить дорогу на капитал, полученный путём выпуска акций в английской валюте и облигаций в прусской валюте. На таких условиях государством была дана концессия на постройку. Линия была построена и открыта для движения 4 сентября 1866 года. Дорога прошла по тому направлению, по которому издавна шел главный гужевой путь из юго-восточных степей в Москву. Заменив собою этот путь, дорога стала одною из самых первых по перевозке хлебных грузов в России, и это обеспечило ей с первого же года эксплуатации значительный доход. Ввиду того, что дорога испытывала значительный приток грузов и в скором времени была значительно перегружена, было принято решение о постройке второго пути. Путь был открыт 1 июня 1870 года. С этого времени дорога стала одной из самых доходных и самых грузонапряженных в России.
В 1866 году фон Дервиз становится действительным статским советником. Деятельность его была первым в России примером успешной частной инициативы в железнодорожном деле. Эта деятельность очень быстро обогатила Дервиза. Свой успех он объяснял удачным размещением акций компании, высокой доходностью дорог.
Фон Дервиз отличался широкой благотворительностью, как общественной, так и частной. На пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского городского головы князя А. А. Щербатова средства в Москве в 1876 году была учреждена Владимирская детская больница, названная по имени умершего сына фон Дервиза.
В 1868 году фон Дервиз оставил дела и поселился в своей роскошной вилле в Ницце. Сейчас в ней находится факультет университета Ниццы София-Антиполис. В Ницце также он построил школу. В 1869 году фон Дервиз пожертвовал значительную сумму при основании Московского лицея в память Цесаревича Николая.